Перинатальная патология
К перинатальным нарушениям относятся повреждения, полученные во время, предшествующее родам или во время родов. К наиболее частым нарушениям относят гипоксические или ишемические повреждения мозга, реже инфекционные процессы.
Оценкой благополучия родов и степени адаптации ребенка является шкала Апгар, балльная оценка состояния ребенка включает цвет кожных покровов, частота сердечных сокращений, дыхание, мышечный тонус, рефлекторная возбудимость. Оценка выставляется сразу после рождения и через 5 минут.
Высокими оценками являются баллы выше 8.
Зачастую все нарушения двигательного и психического развития рассматриваются докторами через призму перинатальных проблем – предполагаемой гипоксии, обвития пуповины, длительного безводного периода и тд.
Если ребенок действительно перенес стресс в родах, то у него будет низкая стартовая оценка по Апгар, или в силу наличия проблем ребенок будет переведен в реанимацию или в отделение патологии беременности, где ему будет проводиться активная терапия.
Ребенок, получивший травму в родах, будет замедленно развиваться с самого первого дня, позже начинать держать голову, переворачиваться, садиться. Для ускорения восстановления ребенку проводятся реабилитационные мероприятия – массаж, гимнастика, иногда назначаются сосудистые и ноотропные препараты.
При родовой травме шейного отела позвоночника может отмечаться синдром двигательных нарушений, коррекцию можно провести остеопатическими способами.
В целом можно отметить, что существует гипердиагностика перинатальных нарушений. То есть любая задержка развития, независимо от того, когда она была диагностирована, ассоциируется с перинатальным стрессом, отодвигая на второй план истинные причины нарушений.
Если задержка развития выявляется позже, после периода относительно нормального развития, то здесь требуется серьезная диагностика для определения постнатальных факторов, которые могли дать осложнения на головной мозг (вакцинация, инфекция, декомпенсация метаболических нарушений). Только в этом случае возможно быстро устранить повреждающий фактор и заняться реабилитационным процессом.
Проведение реабилитации или стимуляции развития на фоне текущего воспалительного процесса будет неэффективным, а иногда приведет к усугублению ситуации, перевозбуждению ребенка.