Задержка психического и психоречевого развития

Развитие ребенка имеет определенные возрастные нормы.

На 1 году жизни оценка проводится по темпам набора двигательных навыков – в 1 мес ребенок начинает держать голову, следит за предметами. В 4-5 мес переворачивается, в 6 мес садится, к 1 году здоровый ребенок делает первые шаги.

Психическое развитие оценивается по степени контактности и объему речевой продукции. В 6 мес ребенок начинает гулить, реагировать на имя, позже появляется лепет, к 1 году ребенок произносит до 5 простых слов, контактирует зрительно и повторяет простые жесты – «ладушки», «пока-пока» и тд.

Задержка темпов набора моторных и психоречевых навыков свидетельствует как о нарушении работы организма и требует своевременного выявления и устранения причин задержки.

Зачастую, при легких нарушениях, отставание можно ликвидировать использованием массажа и лфк при моторной задержке, занятиями с дефектологом, педагогом и логопедом при речевой задержке. Однако если отставание серьезное, то этих методов будет недостаточно, в этих случаях необходимо проведение детальной диагностики метаболического и иммунологического состояния организма.

Причин задержки развития много, это могут быть и последствия перинатальной гипоксии, и недостаточность гормонов, и дефициты минералов и аминокислот, нарушение работы желудочно-кишечного тракта и множество других причин.

Ранее все дисфункции мозга связывали с наличием у ребенка сосудистой патологии мозга, поэтому активно назначались препараты, улучшающие мозговой метаболизм. Они могут оказывать стимулирующее действие, но нередко могут стать причиной перевозбуждения и даже развития судорожного синдрома.

Аналогичные эффекты могут отмечаться при применении томатиса, БАК и других методов немедикаментозной стимуляции мозга.

Для определения тактики восстановления ребенка необходимо сначала определить какой вид задержки доминирует. Если у ребенка имеется исключительно задержка речевого развития, то нередко она связана с педагогическими нарушениями, то есть ребенок находится в состоянии гиперопеки и у него нет мотивации для речевой активности, он общается с помощью жестов и интонаций. Если ребенок попадает в среду, где его перестают понимать, то появляется потребность в общении и он быстро набирает речевой запас.

Более сложная ситуация – это вариант, когда ребенок имеет и психическую и речевую задержку. Это свидетельствует о необходимости провести обследование ребенка. Важным является понимание какой из вариантов задержки имеет место – регрессивный или темповой.

При регрессивном типе ребенок до определенного времени развивался по возрастной норме, потом произошел откат уже сформированных навыков или ребенок утратил уже приобретенный запас слов. Иногда такие откаты имеют повторяющийся характер. В этом случае ключом к успешному восстановлению будет определение причины откатов и их устранение. Нередко это результат внутренней интоксикации или хронического воспалительного процесса.

При темповой задержке ребенок приобретает навыки, но очень медленно. Занятия с педагогами дают незначительный эффект, в этом случае тоже нужна фармацевтическая поддержка, ее осуществляет врач.

Таким образом причин задержки психоречевого развития очень много, на консультации с врачом необходимо выявить основную и правильно начать с ней работать.