Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

СДВГ относится к поведенческим расстройствам, проявляется неусидчивостью, трудностями концентрации, быстрой переключаемостью, легкой отвлекаемостью, плохой обучаемостью. Дети с СДВГ имеют трудности с самоконтролем и самоорганизацией, последовательным выполнением заданий. При этом присутствует гиперактивность, возбудимость, избыточная речевая продукция, избыточные движения конечностями, синкинезии.

Диагноз устанавливается на основании внешнего наблюдения и психологических тестов. Обычно на особенности поведения обращают внимание педагоги, диагноз устанавливается после начала занятий в дошкольных учреждениях, когда становятся видны поведенческие особенности ребенка с СДВГ в сравнении с другими, более спокойными и усидчивыми детьми.

Психо-речевое развитие детей с СДВГ происходит без значимых отклонений.

Методы коррекции СДВГ разделяются на поведенческо-педагогические и медикаментозные.

Поведенческие методики нацелены на выработку самоконтроля и усидчивости, медикаментозные нацелены на коррекцию нейромедиаторного обмена.

В лечении СДВГ используются седативные препараты на основе трав, снимающее перевозбуждение, применяются ноотропные препараты, влияющие на гамк-эргическую систему, например фенибут, пантогам. В последние годы получило распространение применение препарата атомоксетин, он влияет на обратный захват норадреналина. Имеются данные об успешном использовании стимуляторов нервной системы.

В нашей клинике используются более широкие подходы в диагностике и лечении СДВГ. Помимо известных методик, выявляются и исключаются факторы, способствующие перевозбуждению головного мозга. Известно, что некоторых детей избыточное употребление быстрых углеводов приводит к перевозбуждению, так же известна возбуждающая роль глютена (клейковина пшеницы) на работу мозга. Так одним из продуктов метаболизма глютена является глютоморфин, который может влиять на опиоидные рецепторы мозга, приводя к перевозбуждению ребенка. Аналогичным действием может обладать казеин, трансформирующийся в казоморфин.

Изменения в микробиоте ребенка так же могут влиять на его поведение, некоторые патогенные бактерии вырабатывают нейротоксины, они так же могут обладать возбуждающим эффектом на головной мозг.

Изменения в аминокислотном балансе и балансе нейромедиаторов приводят к нарушению процессов нервного возбуждения и торможения. Точечная коррекция аминокислотного баланса позволяет стабилизировать обмен нейромедиаторов и нормализовать поведение ребенка.

Таким образом, работа с пациентом с СДВГ должна быть системной и комплексной, включать в себя индивидуальную коррекцию питания, исследование и коррекция состояния микробиоты, аминокислотного и нейромедиаторного обмена, применение препаратов, способствующих улучшению миелинизации мозга.

В клинике так же работают психологи и педагоги, они с помощью занятий и поведенческих рекомендаций помогут нормализовать поведение и успеваемость ребенка.